Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей

«Как приучить ребенка делать домашнее задание»

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Так как усвоенные на уроке знания просто забудутся и сведут все усилия учителя на нет, если их после урока не закрепить при выполнении домашней работы. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?».

 Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков, достигнутых в развитии школьников. Это означает, что ребенок может:

  • сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
  • спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
  • распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
  • понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
  • применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
  • представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, как перевести задание, то я: а) смотрю в словарь в конце учебника; б) нахожу нужные слова и перевожу их; в) перевожу все задание и понимаю, что следует делать для его выполнения.

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей, этапов развития школьников.

Если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг в развитии школьника на пути к самостоятельности. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности, а впоследствии — к неуверенности.

Можно выделить ряд существенных моментов, на которые следует обратить внимание при воспитании самостоятельного выполнения домашних заданий. Для развития школьника имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий. Так, при низкой мотивации к обучению, выполнение домашних заданий превращается для ребенка и родителя в «пытку». Нежелание учиться в свою очередь может быть вызвано конфликтами с одноклассниками, «пробелами» в знаниях, недостатком произвольного внимания и т.д. Различаются дети и по темпераментам. Флегматичные дети медлительны и подгонять их не имеет особого смысла. Им нужна скорее помощь в переключении с одной деятельности на другую. Есть же дети, чье внимание долго не задерживается на одном задании. Работоспособность таких ребят может постоянно колебаться. Полезным для них будут более частые перерывы в выполнении домашних заданий, а также помощь в том, в какой последовательности выполнять уроки.

 Если все это учесть, то будет достаточно легко выработать стиль индивидуальной деятельности во время выполнения заданных уроков для ребенка. (Помочь учесть все эти моменты в развитии школьников может психолог.)

Особую трудность вызывает выполнение задания по иностранному языку. Многие родители в силу объективных причин не могут помогать своим детям в выполнении школьных заданий по английскому языку. Кто-то изучал другой язык, у кого-то не хватает времени, другие с удивлением осознают, что современная школьная программа обучения в старших классах чрезвычайно сложна, а иногда совместное изучение английского языка становится серьезным испытанием на прочность нервной системы как самого ребенка, так и его родителей.

Известно, что сегодня очень важно и нужно знать английский язык. Ведь английский язык – это международный язык общения, культуры, бизнеса и Интернета. Интерес к изучению иностранных языков все больше возрастает во всем мире. Это связано, в первую очередь, с развитием технического прогресса и, как следствие, интеграционными процессами в мировом сообществе. Сеть интернет предоставляет возможность общаться и получать информацию из любых точек планеты, поэтому изучение иностранных языков становится жизненно необходимым. Английский язык занимает сегодня лидирующее положение, так как весь мир использует именно его в качестве языка международного общения. Образовательный процесс должен идти в ногу со временем и чутко улавливать новые тенденции. Это должно выражаться в изменении программных требований, создании новых образовательных подходов и методов, а также во внесении изменений в структуру и содержание образования. Если раньше грамматико-переводной метод был основным при изучении иностранного языка, то сегодня уже стало совершенно очевидным, что он безвозвратно устарел. Современному человеку необходимо не только знать основы грамматики и уметь читать, но также уметь общаться устно и письменно в личных и деловых ситуациях.

 Каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы его дети хорошо учили английский язык для того, чтобы в будущем добиться успеха. Причём сделать английский язык для детей своих более усваиваемым, помогая им в его изучении, может любой родитель, даже плохо знающий язык или даже, совсем его не знающий.

Очень часто среди родителей можно услышать, что у их ребенка нет способностей к изучению иностранного языка. Вот что по этому поводу думают психологи: «А знаете ли Вы, что детей, неспособных в изучении какого-либо иностранного языка, в том числе английского, попросту нет! Ибо учёные не нашли такой зоны в человеческом мозгу, которая бы отвечала за изучение или усвоение языка. Усвоение языка – это сложный комбинированный процесс, который включает в себя работу обоих полушарий мозга, тренируя и память, и внимание, развивая воображение и творческое мышление. То есть, изучение иностранного языка для ребёнка – не вопрос его способностей, а одно из средств его всестороннего развития, поэтому сегодня английский язык для детей подаётся как развивающий комплекс. Неспособных детей НЕТ – есть ленивые «преподаватели» и родители, не интересующиеся образованием собственного ребёнка. Но Вы же не из таких, верно?

Так как же тогда принять участие в процессе изучения столь необходимого предмета?

1. Повесьте в комнате ребёнка красивые настенные плакаты с алфавитом, животными, растениями, игрушками, подписанные на английском языке. Спрашивайте у ребёнка, как назвать вещь, нарисованную на этом плакате. Ребёнок, конечно, не зная этого, поинтересуется у учителя. После каждого занятия по английскому языку спрашивайте, чему ребёнок научился, и хвалите его за это.

2.Купите в магазине кассеты с простыми песенками для самых маленьких, и даже если ребёнок не понимает, о чём там поётся, внушайте ему мысль, что когда он выучит больше слов, сможет понимать песенки и сказки на английском языке. Все эти материалы доступны в книжных магазинах. И «святое дело» приобрести или переписать у учителя диск или кассету к учебнику, по которому ребёнок занимается в классе. По вечерам можно интересоваться: «А что вы сегодня слушали? Ой, как интересно! А мне сможешь перевести?»

3. Ни в коем случае не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, наоборот подбадривайте его и вселяйте уверенность, что в следующий раз, когда вы его спросите, он сможет ответить. В этом возрасте отбить желание к занятию языком достаточно, возложив на ребёнка слишком много ответственности и строго спрашивая результат.

4. Не помогайте делать ребёнку домашнее задание в учебнике, чаще всего, не само задание вызывает сложность, а его формулировка, которая в учебниках зарубежных издательств, даётся полностью на английском языке. Как правило, все учителя языковых школ оставляют номер своего телефона, на случай какой бы то ни было сложности с домашним заданием. Лучший выход в этом случае - позвонить педагогу.

5. Купите ребенку дополнительные пособия в которых на доступном языке объясняется грамматический материал и даны упражнения на совершенствование грамматических навыков, пусть ребенок попробует их выполнить и проконсультироваться с учителем, а лучше если учитель сам посоветует необходимую литературу для дополнительных домашних заданий.

6. Не покупайте детям решебники. Вы этим шагом только погубите знания своих детей. Ведь тогда учителю будет сложно определить пробелы в знаниях вашего ребенка, и результат обнаружится только на контрольных срезах, и скорее всего он будет неудовлетворительным. Пусть дети делают ошибки – это не страшно – это еще одна ступень к знаниям.

7. Если дело с английским языком совсем плохо или наблюдается большая запущенность у ребенка, стоит нанять репетитора. Во-первых, квалифицированный репетитор индивидуально поставит произношение Вашему ребёнку, общаясь с ним на иностранном языке, что тоже немаловажно для того, чтобы полноценно освоить английский язык. Во-вторых, хороший репетитор может сделать так, чтобы ребёнок полюбил учиться. Кроме того, очень часто именно индивидуальный репетиторский подход устраняет пробелы обучения, допущенные нашей системой образования.

8. Изучать английский язык для детей более интересно, когда они сами стремятся хорошо его знать, будучи положительно мотивированными. Это можно сказать о любой дисциплине. Как же заинтересовать ребёнка? Вы должны искренне верить в его успех, и ребёнок должен это знать! Очень часто стоит лишь объяснить детям, зачем им нужен английский язык, чтобы их успеваемость заметно подскочила; рассказывайте ребёнку об Англии (можно на родном языке), объясняйте, как знание английского может положительно повлиять на его будущее. Когда дети видят цель, они начинают мотивировать себя сами, а уж тут творческий подход к обучению нужен для того, чтобы не потерять из виду эту цель. И ни в коем случае не ругайте ребёнка за плохие школьные отметки! Ваша цель – исправить недостатки в обучении, а не усугублять их.

9. Обычно дети очень любят учиться не одни, а вместе с друзьями и даже родителями. Почему бы и Вам не начать изучать английский язык? Ведь это так интересно: соревноваться друг с другом, кто выучил больше новых слов, проверять друг друга, вместе переделывать упражнения и вместе их проверять. Совместное обучение поможет Вам установить доверительные отношения с Вашим чадом, вдумайтесь – оно поможет ребёнку изучать английский язык тем, что ребёнок от проверки выполнения домашних заданий Вами будет ожидать не стресса, а поддержку и внимание, что так важно для детей дошкольного и школьного возраста.

10. Разрешите детям наклеивать стикеры с новыми словами дома на самых видных местах, это позволит ребенку запоминать слова, не отрываясь от домашних обязанностей по дому.

11. Проверьте у ребенка наличие тетрадей необходимых для работы в классе и дома: словаря, тетради по грамматике, рабочей тетради для работы в классе и выполнения домашних заданий и тетради на печатной основе. Записи в тетради должны вестись аккуратно и чисто, чтобы и ребенок, и вы могли разобрать, что в них написано.

 

 

 

ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И АЛГОРИТМ РАБОТЫ.


Работа с текстом:


Чтение и перевод (вспомнить правила чтения; прочитать текст вслух не менее 2-х раз; выписать все незнакомые слова и найти их значение в словаре; проговорить перевод текста вслух).


Ответы на вопросы по прочитанному тексту (внимательно прочитать текст еще раз; прочитать предлагаемые вопросы к тексту; по ключевым словам найти соответствующие предложения в тексте; ответить на вопросы, помня о том, что чаще всего часть ответа уже содержится в вопросе; если нужно, записать ответы в тетрадь).


Пересказ текста (прочитать текст; разделить на логические части; составить план пересказа; по каждому пункту плана выписать ключевые слова; написать предложения с ключевыми словами; заучить предложения; проговорить пересказ вслух с опорой и без на ключевые слова.


Работа с поэтическими произведениями и песнями.


Выразительное чтение (прочитать; перевести; расставить логические ударения; прочитать вслух не менее 5 раз).


Заучивание наизусть (прочитать; перевести; расставить логические ударения; прочитать вслух не менее 5 раз, выучить).


Художественный перевод (прочитать; сделать подстрочный перевод; найти рифму, стараясь сохранить стиль автора, красиво оформить работу).


Работа с грамматическими упражнениями (прочитать и выучить правило; проанализировать примеры; выполнить упражнения письменно с опорой на учебник).


Работа с лексикой.


Устный зачет по лексике (внимательно прочитать слова, опираясь на правила чтения; соотнести значение иностранного и русского слова; проговорить вслух несколько раз; проговорить слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот; попросить взрослых проверить запоминание слов).


Словарный диктант (внимательно прочитать слова; написать каждое слово по 2 строчки в черновике; написать слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот; самостоятельно проверить правильность написания; слова, в которых были допущены ошибки, написать ещё раз; написать слова под диктовку; проверить).


Лексические упражнения (повторить лексику по теме; внимательно прочитать предложения с пропущенными словами; перевести их; вставить пропущенные слова, при необходимости опираясь на текст; переписать в тетрадь).


Сочинение, письмо, открытка (внимательно прочитать тему сочинения, составить план или воспользоваться планом, который дал учитель; выписать необходимую лексику, опираясь на словарь; составить предложения в соответствии с планом, употребляя необходимые вводные фразы; оформить в соответствии со структурой написания сочинения, письма, открытки).

 

 

Памятка для родителей.

 

v Приучайте выполнять домашние задания в одно и то же время. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как "вылавливание" детей и "усаживание" их за уроки. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.

v Развитие самостоятельности школьника начните с беседы. Скажите ему: «Перед выполнением домашнего задания проветри комнату, выключи телевизор. В комнате, должно быть тихо. Убери со стола игрушки и все, что не относится к школе. Приготовь то, что нужно для выполнения задания (учебник, тетради и т.д.). Включи настольную лампу. Сядь правильно». Напоминайте ему об этом до тех пор, пока у ребенка не сформируется привычка одинаково начинать работу.

v Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.  Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить, что было задано (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т. е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это, прежде всего, необходимо ему самому. Так вы научите ребенка планировать свою деятельность, это умение пригодится ему в дальнейшем.

v Первое время находитесь с ребенком рядом. Это поможет вам определить, какие проблемы есть у вашего ребенка, в чем действительно вы должны ему помочь, какие умения у него необходимо сформировать. Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам). Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

v На следующем этапе, можно на некоторое время оставлять его и проверять выполненное задание, но находиться поблизости. Надо двигаться постепенно. С каждым днем родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

v  И в дальнейшем лишь проверять задания, выполненные в черновике самостоятельно даже, когда вас нет дома. Этот переход к самостоятельному выполнению домашнего задания необходим в старшей школе, когда объем заданий будет слишком большим для того, чтобы  вы смогли контролировать весь процесс его выполнения.

 

 

Важные моменты:

 

v  Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудия пыток. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

v  Не пытайтесь выполнять задания за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

v  Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается. Если ребенок обращается к вам с вопросом, чтобы получить ответ на него, отсылайте ребенка к учебнику, правилу, памятке, словарю. «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь» Сначала нужно проверить то, что выполнено правильно. Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые выполнены без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: "Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой результат". Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

v  Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.

v  Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу, после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется, потом переделывать все задание целиком.

v  Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное ребенок одной чертой аккуратно зачеркивает простым карандашом. А сверху пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы. Распоряжение переделать работу заново – очень серьезная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и родителей можно, изредка используя эту меру, получить от неё серьезный воспитательный эффект.

v  Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т. д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания.

v  Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок. Работа должна идти в хорошем темпе – от 1 часа во втором классе до 4 – 5 часов у старшеклассников.  Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

v  Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.

v  Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий